Смоленск: они возвращаются
Историческое ядро древнего города хотят застроить 7-этажными домами
На сайте Главного управления Смоленской области по культурному наследию завершилось общественное обсуждение «Акта ГИКЭ проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в городе Смоленске».
Да, несмотря на то, что в городе таковой проект уже есть с 1982 года, и при этом памятники никуда не подевались, а их даже еще и поприбавилось – новые зоны охраны все же были предложены. При этом – заметим – Смоленск с 2010 года еще и является федеральным историческим поселением, а с 2017 года существует проект приказа Министерства культуры РФ об утверждении границ, предмета охраны и требований к градрегламентам истпоселения Смоленск. Они были разработаны, были потрачены бюджетные деньги, но – все осталось только на бумаге. Теперь про истпоселение никто и не вспоминает, а вот в его возможных границах предлагают новые зоны охраны.
Ожидаемо, они повышают допустимую высотность, сужают границы, упрощают режимы. Ожидаемо, после общественного обсуждения – новый документ отправлен на доработку для учета замечаний: таков обычный ритуал, возмущение граждан нужно уважить. Трудно переоценить тот урон, который псевдозоны могут нанести городу. Собственно «превью» возможной будущей ситуации, на самом деле, было еще в 2020 – когда застройщик ООО «КАПИТЕЛЬ» захотел «явочным порядком» в Офицерской слободе построить свечку выше-шире в обход регламентов. Мы писали про эту историю, только не обозначили ее финал: тогда Прокуратура вступилась и застройщику суд второй инстанции все же запретил вандализм, поручил стройплощадку демонтировать и вернуть территорию в то состояние, которое было.
На фото: Офицерская слобода, стройплощадка, 2020 г.
Конечно, стройплощадка никуда не делаcь и ждала своего часа. Теперь атака повторилась в формате напалма: речь не только о слободе, а фактически обо всей исторической части. При этом – как пишут местные журналисты - «…новый Проект разработан по заказу индивидуального предпринимателя Келиной Риммы Николаевны. Проанализировав бизнес-связи ИП Келиной через сайт Ruprofile.ru, выясняем, что она имеет непосредственное отношение к ООО «Специализированный застройщик «Квартал», который через цепочку бизнес-связей выводит на смоленскую бизнесвумен Наталью Глазкову. Наталья Александровна – известный и уважаемый в Смоленске предприниматель, руководитель нескольких строительных компаний, в том числе ООО «Капитель» — той самой фирмы, которой прокуратура запретила строить 8-этажное здание в Офицерской слободе. Так что ООО «Капитель» имеет самый непосредственный интерес к новой редакции ПЗО».
Мы призываем Главное управление Смоленской области по культурному наследию инициировать открытое обсуждение предложенного проекта профессиональной общественностью – с предоставлением всех необходимых документов в нормальном качестве и полноте, с приглашением авторов на очную дискуссию. Прекрасной площадкой может стать недавно сформированный Общественный совет при Главе города Смоленска. Почему нет?
Для «Хранителей Наследия» – комментарий Олега Савельева, секретаря правления Смоленского регионального отделения Союза архитекторов России:
– Важность и значение этого документа переоценить невозможно, т. к. он затрагивает практически каждого жителя нашего города, а также его многочисленных гостей, определяет лицо города.
На сайте выставлен только Акт историко-культурной экспертизы Проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в г. Смоленске. Сам Проект с его исследовательской частью и обоснованием принимаемых решений остался в глубинах официальных кабинетов.
Первое, что сразу бросается в глаза: масштабный градостроительный проект, охватывающий всю центральную часть нашего города с его выдающимися памятниками федерального и регионального значения, охраняемыми Российским государством, который должен быть основой нового Генерального плана города и Правил землепользования и застройки на многие десятилетия, выполнен по заказу одного частного лица, миновав все механизмы строгого государственного отбора исполнителей-разработчиков (конкурсы, тендеры).
Второе, что как раз глазам не открывается: представленный на сайте основной утверждаемый документ-чертеж «Схема границ объединенной зоны охраны» прочесть практически невозможно из-за слабого разрешения сохраненного формата. Идентифицировать расположение и обозначение участков с различными режимами и регламентами по представленной Схеме невозможно. Поэтому возможность обсудить и разобраться общественности в представленных материалах, которая предусмотрена законодательством сроком в 15 дней, сводится к нулю.
Следующее: с 1982 года в нашем городе действуют утвержденные режимы и регламенты Проекта охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры, разработанного в 1977 году Государственным институтом проектирования городов «Гипрогор» (далее – Проект 1982 года) с подробным обозначением границ охранных зон и зон регулирования застройки высотой до 6 метров в центральной части и до 30 метров на окраине города. За прошедшие 40 лет градостроительная ситуация в Смоленске и законодательстве в области охраны памятников значительно изменилась, хотя древние памятники остались прежними и добавились новые. В Проекте объединенной зоны охраны 2024 года, разработанном коммерческой организацией ООО «Эксперт Наследия», площадь охвата городской территории сократилась, а высотные регламенты для нового строительства, вместо максимально допустимых в Проекте 1982 года для этой территории 15 метров, выросли до 30 метров.
В самом историческом ядре города, включающем Соборную, Воскресенскую и Вознесенскую горы, Проектом 1982 года были установлены не только охранные зоны с запретом на строительство, но и «заповедные зоны исторического центрального ядра города» с особыми режимами. Теперь Проектом 2024 года в историческом ядре города вместо допустимого местами предела высоты застройки 6 метров, на утверждение представляются высотные регламенты до 21 метра (7 этажей включительно). Кроме того, на главной набережной города (открыточный вид и визитная карточка города) в зоне охраняемого с 1982 года природного ландшафта, новыми регламентами допускается размещение новых объектов капитального строительства.
За пределами новых границ объединенной зоны охраны остался целый ряд зданий-памятников, в т.ч. по ул. Николаева дома № 10, 47, мемориал на территории больницы и застройка военного городка по ул. Фрунзе, группа памятников «Комплекс Нарвского полка» по ул. Багратиона, мемориал по ул. Нормандия-Неман с надписью: «Память о вас на века». Что, неужели их забыли? Какая судьба ожидает все эти объекты культурного наследия нашего города и в каком статусе будут окружающие их территории?
Вопросов остается еще много:
- почему в текстовой части Акта ГИКЭ и соответственно Проекта 2024 года отсутствует упоминание нашего города как исторического поселения федерального значения с определением предмета его охраны (планировочная структура, силуэты застройки и исторические панорамы), а также выполнение соответствующих требований законодательства, предъявляемых к разработке любой проектной документации такого уровня?
- почему граница объединенной зоны охраны, разработанная для защиты от негативного визуального воздействия проектируемой современной многоэтажной застройки, проходит в нескольких метрах от памятников и их ансамблей (по ул. Б. Краснофлотская дом № 114 и здание бывш. типографии между домами № 83 и 85, ансамбль Свирской церкви), что значительно меньше существующих защитных зон (в 100, 150, 200 метров), установленных законодательством, а то и просто идёт по внешней стене здания-памятника (Дом специалистов по пр. Гагарина № 12/1, здание по ул. Николаева №10 и др.)?
- как реализуется в новом Проекте требование законодательства о приоритете на проектируемых территориях более строгих режимов и регламентов при разработке разных зон охраны, независимо от уровня и даты принятия акта органа государственной власти?
Похоже, что чем дальше погружаешься в эти вопросы, тем больше их появляется. Хочется надеется, что еще остались неравнодушные люди, готовые встать на охрану нашего уникального города, и чтобы не пришлось услышать о своём городе знакомую из далёкого детства реплику ученой совы: «пациент скорее мертв, чем жив».