Избившие петербургского градозащитника предстанут перед судом

Избившие петербургского градозащитника предстанут перед судом

14.01.2023
Избившие петербургского градозащитника предстанут перед судом

Троим обвиняемым грозит до пяти лет, но они могут отделаться и условным наказанием. Нападения на градозащитников и их преследование становятся, увы, новым трендом общественной жизни. Против подмосковного активиста Игоря Гришина возбудили уголовное дело. Рязанскому общественнику Михаилу Пинигину облили машину кислотой. Но петербургский кейс весомее: дело расследовалось полгода и было под личным контролем председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина.

Итак, в Октябрьском районном суде Санкт-Петербурга начались слушания по уголовному делу в отношении трех человек, напавших на градозащитника Олега Мухина, который 16 августа 2022 года препятствовал сносу флигелей дома Салтыковой( Большая Морская улица, 51). Было предварительное заседание, следующее назначено на 7 марта.

На скамье подсудимых окажутся Николай Марков, Валерий Пацук и Денис Прошкин, сотрудники ООО «Производственно-коммерческая фирма "Мандарин"», демонтировавшего объект. В день нападения они участвовали в сносе   флигелей дома Салтыковой. Марков обвиняется по ст. 116 УК РФ (побои, наказание — до двух лет лишения свободы), Пацук и Прошкин — по ст. 115 ч. 2 п. «а» УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений, до двух лет лишения свободы). Также все трое обвиняются по ст. 127 ч. 2 п. «а» УК РФ (незаконное лишение свободы группой лиц по предварительному сговору, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет).

Суть дела в следующем: 16 августа 2022 года активисты приехали на пикет против сноса здания 1845 года постройки, среди них был Олег Мухин.

Как рассказал тогда сам Мухин, четверо мужчин напали на него в тот момент, когда он пытался снять работы на видео во дворе дома на Большой Морской улице, 51. Градозащитника повалили, избили ногами и руками, потом затащили в здание и пригрозили вызвать полицию: «Меня затащили в здание, заявили, что вызовут полицию и обвинят в том, что я пытался поджечь трактор. Потом мне сказали, что меня отпустят, если я напишу расписку о том, что не имею к ним претензий. Я написал. В ней нужно было указать, что я не имею претензий к "Большой Морской улице, 51" и её руководству».

Один из нападавших представился как Марков Николай Михайлович, он и предложил отпустить градозащитника, после того, как он откажется от претензий. Остальные нападавшие планировали задержать Мухина. Когда же в конце концов Мухина отпустили, он направился в травмпункт снять повреждения — множественные гематомы на лице и теле.

«У меня было сотрясение мозга, последствия которого – по словам врачей – могут проявиться позднее. Эти полгода я много работал со следствием, были очные ставки, поездки в Москву, – рассказал «Хранителям Наследия» Олег Мухин. – Следствие ходатайствовало об аресте подозреваемых, но суд отказал. Были приняты совсем условные обеспечительные меры: двоим запретили со мной разговаривать, а третьему – выходить из дома в ночное время. Из обвиняемых никто не стремился со мной связаться или предложить какую-то компенсацию.

Но я надеюсь, что мой случай послужит уроком и такого больше ни с кем не повторится. Что же касается флигелей, то в тот раз снос был остановлен СК, но застройщик все равно продолжил работы, они снова были остановлены – и так повторялось несколько раз. Застройщик всеми силами как-то давил, искал пути договориться с прокуратурой – категорически не хотел останавливать работы, пока в конце концов не понял, что – все. На объект приезжал лично Бастрыкин».

Олег Мухин рассказал также «Ъ-СПб», что вина, по его мнению, лежит не только на обвиняемых, но и на застройщике:

«Избиение и удержание были спонтанным решением тех, кого обвиняют. По моим ощущениям. Но эти люди, конечно, искренне старались защитить интересы застройщика. Поэтому глобально — это вина застройщика».

Правообладателем участка является ООО «Северная земельная компания», которое СМИ связывают с именем известного мецената и застройщика Виктора Тырышкина. 

салтыкова3-пег.jpg

салтыкова2.jpg

На фото: Олег Мухин после избиения и пикет градозащитников

Адвокат Дарья Титкова пояснила, что при оценке назначения наказания по преступлениям, совершенным в отношении Олега Мухина, следует отметить, что побои (ст. 116 УК РФ) и причинение легкого вреда здоровью, совершенное из хулиганских побуждений (п. «а» ч. 2 ст. 115 УК РФ), относятся к категории преступлений небольшой тяжести, с максимальным сроком лишения свободы до двух лет. Незаконное лишение свободы, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 127 УК РФ), является преступлением средней тяжести, максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, уточнила юрист.

«При этом судом будут учитываться смягчающие и отягчающие обстоятельства. Для назначения максимального срока наказания в пять лет должны быть веские основания и отягчающие обстоятельства. При имеющейся совокупности преступлений полагаем, что суд может назначить наказание в виде лишения свободы, но при наличии смягчающих обстоятельств суд может сделать вывод о возможности исправления осужденных без реального отбывания наказания, и тогда назначенное наказание будет считаться условным на основании ст. 73 УК РФ»,— объяснила Дарья Титкова.

салтыкова1.jpg

Фото: Флигели особняка Салтыковой до сносов

Досье.  Особняк Салтыковой на Большой Морской, 51 был построен в 1852—1857 годах по проекту архитектора Гаральда Боссе для княгини Елизаветы Салтыковой (урожденной графини Строгановой). Согласно историческим данным, в западном флигеле находились личные покои княгини, в северном флигеле — комнаты её сына Николая, в них он жил и учился.

После революции здание было национализировано, в советские годы в нём располагались научные заведения.

В 1993 году весь особняк был признан объектом культурного наследия регионального значения. В 2016 году здание получило охранный статус КГИОП.

Тем не менее, если в лицевом корпусе сохранились многие элементы убранства — начиная с парадной лестницы и каминов, заканчивая фурнитурой на дверях и окнах, — то дворовые флигели сохранились хуже. Судя по фотографиям из экспертизы, которую в 2016—2017 годах проводили эксперты по заказу «Северной Земельной компании», помещения во внутренних корпусах, скорее, были похожи на советские конторы, с фасадов обрушилась часть штукатурного слоя, внутри местами были демонтированы коммуникации, отделка, на стенах появились граффити.

В последние годы особняк пустовал.  С 2007 года зданием владела компания «А-2», шли разговоры и том, что исторический дом хотят надстроить и разместить в нем бизнес-центр. Но позже владелец сменился. Им стала «Северная Земельная компания».

В 2017 году стали известны планы по реконструкции здания с приспособлением его под отель. В экспертизе, которую СЗК предоставляла в КГИОП, эксперты ссылались на планы архитекторов — «Студии 44» Никиты Явейна. И в них было указано, что лицевой корпус будет сохранён и отреставрирован, а вот про дворовые флигели говорилось, что их ждёт поэтажная разборка — «стен и перегородок».

Именно это и начало происходить минувшим летом.

Градозащитники тогда заявили, что снос был согласован КГИОП в 2017 году, однако распоряжение ведомства уже утратило силу.

На данный момент особняк признан вещдоком в уголовном деле, расследуемым Центральным аппаратом Следственного комитета по факту халатности сотрудников Комитета по охране памятников. https://t.me/press_center_grad/114

 Фото:  https://life.ru/p/1518847

На главную