«Консервация»: первый сезон не вышел комом

«Консервация»: первый сезон не вышел комом

15.12.2022
«Консервация»: первый сезон не вышел комом

Проект массового сохранения аварийных памятников архитектуры реализован в 12 регионах

«Хранители Наследия»

В марте 2002 года наш сайт рассказывал о старте многообещающего проекта консервации аварийных памятников архитектуры в различных регионах России. Сейчас, когда год близится к концу, можно подвести предварительные итоги проекта: первый сезон не вышел комом, консервационные работы проведены на 50 объектах. Минкультуры РФ намерено продолжать и расширять проект, формирует списки на будущий год. Так что 2022 год – Год культурного наследия в России – вписал в летопись сохранения архитектурных памятников нашей страны новую строку.

Нужно отметить, что впервые во всероссийском масштабе была осуществлена программа не полной, дорогостоящей и требующей нескольких лет реставрации, а быстрой и надежной консервации сразу нескольких десятков объектов культурного наследия.

Все они находились в критическом состоянии, и требовалась именно консервация, чтобы остановить процессы разрушения и позволить памятникам со временем дождаться полноценной реставрации. Заметим, именно к такой стратегии действий в течение нескольких последних лет призывали общественники и многие эксперты. Их голос, стало быть, был услышан.

Как все начиналось

1 марта 2022 года Минкультуры РФ опубликовало на сайте госзакупок документацию открытого конкурса: «Разработка рабочей документации и проведение противоаварийных, консервационных и реставрационных работ на объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

Правовую основу для реализации проекта консервации создало поручение Президента РФ Владимира Путина № 77-Пр, п. 3, данное по итогам заседания президентского Совета по культуре и искусству от 27 октября 2020 года. Правительству России предписывалось «разработать при участии Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» и научно-реставрационного сообщества и утвердить перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требующих проведения полного комплекса научно-реставрационных работ в первоочередном порядке». А также – "утвердить долгосрочную программу консервации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусмотрев программно-целевой подход при её реализации". 

В апреле 2021 года на сайте «Хранители Наследия» был опубликован подготовленный ВООПИК (с участием других общественных организаций и нашей редакции) список из 774 таких объектов. В списке мартовского конкурса 2022 года было более 50 памятников (фотогалерея и список объектов – см. нашу мартовскую публикацию). На работы выделялось более 570 миллионов рублей. Понятно, что почти 800 отобранных экспертами и общественниками памятников за один сезон законсервировать невозможно, и консервация 2022 года – пилотный проект, который, помимо пользы для самих объектов, призван был создать организационный механизм для реализации более масштабных аналогичных проектов в будущем.

Конкурс 2022 года, вопреки сложившейся традиции, объединял в одном лоте и проектирование, и непосредственное производство противоаварийных, консервационных и реставрационных работ. Вероятно, это можно считать неким новым трендом российской бюджетной реставрации. Во всяком случае, первый заместитель министра культуры РФ Сергей Обрывалин говорил в интервью сайту «Хранители Наследия» еще в октябре 2019 года: «Реставрационные работы на объектах ведут не те, кто их проектирует. Следовательно, отсутствует ответственность проектировщиков за конечный результат, за реализацию проекта. А в идеале должно быть так: на конкурс выходит не отдельная компания, а целый консорциум, который может выполнить и реализовать весь реставрационный проект целиком – от обследований до финала реставрационных работ. И разыгрываться на конкурсах должен полный цикл реставрационного проекта – и его разработка, и реализация, «под ключ». Тогда и ответственность за результат не будет размазываться между проектировщиками, авторским надзором и меняющимися подрядчиками».

В начале 2022 года Сергей Обрывалин рассказывал нам, что министерство намерено возрождать былые организационные достижения отечественной реставрации, опираясь на сохранившиеся крупные реставрационные компании. То есть собрать под их эгидой специалистов, рассеянных по небольшим субподрядным фирмам, и предоставить им и широкий фронт работ, и возможность передавать опыт, воспитывать учеников, восполняя кадровые бреши реставрационной отрасли. На этой основе министерство рассчитывает создать«центры компетенций» и по деревянному зодчеству, и по памятникам каменной архитектуры. Проект консервации призван также отработать взаимодействие федеральных и региональных властей: центр выделяет финансы и организует процесс консервации, а регионы должны подыскивать ответственных пользователей для памятников, чтобы впоследствии проводить их реставрацию и приспособление.

Победителем мартовского конкурса Минкультуры стало ФГУП ЦНРПМ, которое, согласно условиям, должно было подготовить по каждому памятнику проектную документацию, включающую акт аварийности объекта культурного наследия; рабочие чертежи на проведение консервационных работ; схемы последовательности разборки аварийных участков и завалов; спецификации материалов, механизмов и оборудования; локальные сметы на производство работ. Естественно, работы требовалось проводить работы в строгом соответствии со всеми законными процедурами, с согласованием документации госорганами охраны наследия.

Объекты конкурса расположены в 12 регионах Северной, Северо-Западной и Центральной России. Русский Север был представлен в основном бедствующими памятниками деревянного зодчества; Северо-Запад и центральные губернии – храмами и усадьбами. В перечне было много известных, хрестоматийных объектов культурного наследия России, нуждающихся в срочной помощи. Это, например, деревянная Сретенско-Михайловская церковь в Красной Ляге, знаменитая деревянная колокольня в Цивозере, руины усадьбы Завадовских в Ляличах, храмы Дунилова и Ликурги, львовские Знаменская церковь в Теплом и Владимирская церковь в Горницах, Покровская церковь в усадьбе Репец, храм и колокольня в липецкой Ивановке и др.

kons3.jpg

kons2.jpg

kons1.jpg

Консервация храма Иоанна Предтечи и колокольни в Ивановке (Липецкая область)

Что в итоге получилось

Срок окончания реализации госконтракта по консервации – весна 2023 года. Однако уже в декабре 2022-го можно было подводить предварительные итоги. Мы попросили сделать это Александра Вавилина, заместителя директора Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ:

– Исполняя поручение Президента России, в 2022 году мы взяли в работу 50 объектов культурного наследия в 12 регионах. Уже к середине октября 2022 года были завершены работы по 40 объектам, в . ноябре – по всем 50. В общем и целом можно уверенно сказать, что проект состоялся, он успешно реализуется, системных сложностей не возникло.

Проектированию предшествовали обследование и мониторинг состояния памятников специалистами ЦНРПМ или партнерами, с обязательным выездом на место. Удалось разработать и реализовать несколько типов алгоритмов проектирования и проведения работ, в зависимости от вида и состояния объектов: деревянное зодчество, памятники, сохранившие хотя бы кровлю, полуразрушенные объекты. Используя эти наработанные алгоритмы, учитывая пожелания региональных органов охраны культурного наследия, можно создавать типовые проектные решения по консервации.

Памятники, на которых проведены консервационные работы в 2022 году, десятилетиями разрушались, балансировали на грани исчезновения. Теперь, я надеюсь, удалось внести перелом в их судьбу, как минимум на десятилетия стабилизировать их состояние, создав основу для проведения в будущем работ по их полному восстановлению.

В 2023 году мы планируем провести консервационно-реставрационные работы еще примерно по 50 объектам культурного наследия. Окончательные перечень их будет согласован с Московской Патриархией и ВООПИК. География консервации в 2023 году расширится до 18–19 регионов, включая и Сибирь – планируем, в частности, проводить работы на памятниках Тюмени, Тобольска.

kons4.jpg

kons7.jpg

kons6.jpg

Консервация Знаменской церкви в Теплом (Московская область)

Прекращение разрушения

Мы не располагаем пока фотофиксациями произведенных работ на всех объектах проекта консервации 2022 года. Но доступные редакции фоторепортажи с объектов, вселяют надежду и оптимизм. Например, в течение многих лет те, кто приезжал к Знаменской церкви в Теплом (Московская область) – одному из шедевров высокого русского классицизма, вдохновенному произведению зодчего Н.А. Львова – видели только разрушение и запустение, проломы в стенах, деревья, растущие прямо из кладки, проваленные своды. Теперь в храме – леса и подпорки, временные кровли, заделываются проемы и проломы, разобраны завалы.

Та же картина встречает нас – в Ивановке (Липецкая область), где сохранился весьма оригинальный классический храм с колокольней-«маяком». Несколько десятилетий оттуда не было иных вестей, кроме как о разрухе и обрушениях. Теперь над храмом сделана кровля, проломы в стенах закрыты, оконные и дверные проемы законсервированы, что не позволит вандалам проникать вовнутрь.

Важно, что проект всероссийской консервации – безусловно, позитивный и гуманитарный по своему содержанию – может побудить местные власти и бизнес-структуры поддержать начинание Минкультуры на других объектах. Общественные организации сферы сохранения наследия – в частности, ВООПИК и проект "Консервация" – подготовили предложения по объектам для следующих этапов проекта и участвовали в формировании списка на 2023 год.

«Хранители Наследия» будут следить за развитием проекта и рассказывать о продолжении работ на объектах в 2023 году.

Продолжение темы и фотогалерея результатов консервации-2022 – в нашем отдельном материале.

Заглавное фото: консервационные работы в Знаменском храме в селе Теплом.

Фото Вадима Разумова (сентябрь 2022 года)

На главную