351 миллиард рублей до 2030 года: лет ми спик фром май харт

Как культурное наследие России охраняли на Петербургском международном экономическом форуме
«Хранители Наследия»
На только что закончившемся Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2024 года были наконец представлены базовые финансовые параметры и основные механизмы реализации программы сохранения культурного наследия в России, которую Президент РФ Владимир Путин провозгласил в начале года в Послании Федеральному Собранию.
Отметим, что в Послании (как и в президентских поручениях по его реализации) речь шла о 20-летней программе, а на ПМЭМ говорили, надо полагать, о ее стартовом этапе, рассчитанном до 2030 года. Тем значительнее выглядят оглашенные цифры планируемых инвестиций в сохранение наследия. Огромные суммы, которыми ранее пугали защитников памятников и составителей бюджетов, «доказывая» неподъемность расходов на сохранение наследия для страны, теперь в одночасье становятся реальными – по крайней мере, в координатах прогнозов и ожиданий. С трибуны ПМЭФ было заявлено, что в отрасль восстановления наследия до 2030 года могут прийти до 300 млрд рублей внебюджетных инвестиций. Вместе с 51 млрд рублей из федерального бюджета, предусмотренных президентским поручением, это уже 351 миллиард на шесть лет, т.е. как минимум вшестеро больше обычных ежегодных расходов на наследие.
Но обо всем по порядку.
Напомним, что в Послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года Владимир Путин объявил о разработке долгосрочной 20-летней программы сохранения объектов культурного наследия России и необходимости «привести в порядок» к 2030 году не менее 1000 памятников истории и архитектуры.
В опубликованных 30 марта 2024 года поручениях Президента РФ по реализации Послания Правительству России совместно с властями регионов было предписано «обеспечить разработку, утверждение и реализацию программы сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации на период до 2045 года, предусмотрев в том числе: приведение к 2030 году при участии акционерного общества «ДОМ.РФ» в удовлетворительное состояние не менее 1 тыс. объектов культурного наследия и выделение в 2025 – 2030 годах на эти цели дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере не менее 51 млрд. рублей».
Выступая на пленарной сессии ПМЭФ 7 июня 2024 года, Владимир Путин подтвердил задачу:
«Отдельным направлением станет реставрация и реконструкция объектов культурного и исторического наследия. К 2030 году по всей стране надо привести в порядок не менее 1 тыс. таких объектов, дать им вторую жизнь, чтобы они служили людям, служили сбережению и укреплению нашей идентичности, украшали города и села, повышали их туристическую привлекательность».
После этого на ПМЭФ были обнародованы экономические механизмы, которые «ДОМ.РФ» намерен применять для восстановления исторических памятников. Генеральный директор компании Виталий Мутко сообщил журналистам, что таковых придумано пока два: «В рамках первого механизма инвестор, который прибрел памятник культуры на любых торгах, может обратиться за льготным кредитом в банк, а государство субсидирует кредитным организациям часть процентной ставки по кредитам. Предполагается, что в этом случае «ДОМ.РФ» станет оператором субсидирования, как и в случае с льготной ипотекой». Второй механизм, пояснил Мутко, требует изменения закона 161-ФЗ о вовлечении неиспользуемых земель в оборот. Он предполагает, что инвесторам вместе с требующим восстановления памятником культуры будут на торгах предлагать и земельный участок для коммерческого строительства, а прибыль от девелопмента частично может быть использована для объектов культурного наследия.
Как добавил руководитель «ДОМ.РФ», «мы уже четыре года занимаемся восстановлением памятников культуры в рамках существующих сегодня механизмов, нашли инвесторов уже для 89 объектов. Однако, к сожалению, на рыночных условиях проект восстановления памятников за счет инвесторов не всегда работает, нужны меры поддержки от государства, а как раз мы вместе с Минкультом их активно прорабатываем. В том числе есть идея дать возможность следить за жизненным циклом восстановления памятников онлайн». По словам Виталия Мутко, новую программу восстановления ОКН начнут реализовывать восемь (ранее звучало – пять) пилотных регионов: Забайкальский край, Новгородская, Рязанская, Смоленская, Ярославская, Самарская, Нижегородская и Тверская области. Затем она должна постепенно охватить всю Россию.
Более подробно программа обсуждалась 8 июня 2024 года на специальной сессии ПМЭФ «Культурный капитал: объекты материального культурного наследия как ресурс инвестиционного потенциала регионов».
Именно на ней вице-президент «ДОМ.РФ» Андрей Бахмутов и заявил, что до 2030 года к восстановлению объектов культурного наследия может быть привлечено до 300 млрд рублей внебюджетных инвестиций – в результате направления государственных средств на субсидирование льготной ставки по целевым кредитам для инвесторов.
Вот что сказал Андрей Бахмутов: «Если говорить про эффективность механизмов при льготном финансировании – там всегда есть эффект мультипликатора. Есть ряд программ – наверное, основная, которую можно привести в прямую аналогию, – у «ДОМ.РФ» есть специальный инструмент инфраструктурных облигаций. Логика очень похожа с точки зрения экономической модели: сниженная ставка для инвестора и субсидируемая часть для того, чтобы компенсировать недополученные доходы. Там эффект мультипликатора, примерно в районе пяти-шести. Здесь будет абсолютно аналогичная ситуация: то есть если мы говорим о долгосрочных проектах, то заемных, внебюджетных средств в отрасли может быть в 5–6 раз больше [чем 51 млрд из поручения Президента РФ]». Как пояснил Бахмутов, конечный объем вложений будет зависеть от успешности и быстрой окупаемости конкретных проектов.
В ходе дискуссии владелец усадьбы Скорняково-Архангельское в Липецкой области Алексей Шкрапкин, фактический соавтор идеи госпрограммы восстановления 1000 объектов культурного наследия в регионах с помощью льготного кредитования, отметил, что архитектурные памятники в русской провинции являются главными точками притяжения для туристов, формируют неповторимое лицо своего города и региона. Как следствие, именно вокруг них возникают кластеры так называемой «экономики эмоций».
Предприниматели – инвесторы восстановления ОКН, выступавшие на сессии, обозначили экономические проблемы отрасли: кроме все еще недоступных льготных кредитов и грантов, это несправедливая налоговая нагрузка, долгая госэкспертиза, да еще с требованиями, не соответствующими самим целям сохранения наследия, распространившаяся практика подменять реставрацию реконструкцией – сооружением муляжей памятников из современных материалов. Бизнесмен Алексей Шевцов, более 20 лет занимающийся реставрацией старинных домов в Плесе, подчеркнул абсурдность такого «сохранения», при котором памятники утрачивают наиболее ценный «капитал старины».
Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн рассказал, что фракция «Единой России» в контакте с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) работает над законопроектом, который сделал бы нормативную базу в области сохранения наследия более гибкой, в частности, предполагается упрстить процедуры изменения предмета охраны, включения объектов в реестр и исключения из него.
При этом, подчеркнул Хинштейн, необходимо ужесточение ответственности за вандализм и ненадлежащее содержание памятников, а следовательно, и упрощение еще одной процедуры – изъятия из собственности недобросовестного владельца не только бедствующего памятника, но и земельного участка под ним. Последнее сегодня по закону невозможно, что порождает тупиковые ситуации, когда памятник изъят, а земля под ним продолжает принадлежать его прежнему собственнику, отметил Александр Хинштейн.
Не осталась без внимания и тема популяризации проектов сохранения культурного наследия. Генеральный продюсер лаборатории социальных коммуникаций «Третий сектор» Никита Тихонов-Рау призвал делать максимально известными истории успешных инвестиций в ОКН, причем и в развлекательных форматах на различных сетевых площадках и телевидении.
Вице-президент «ДОМ.РФ» Андрей Бахмутов заметил на это, что информационная прозрачность реализуемых проектов по восстановлению ОКН должна расширить и круг потенциальных инвесторов: «Правильно создавать некие сервисы и платформы, где инвесторы могли бы видеть объекты культурного наследия, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, а граждане – отслеживать судьбу этих объектов: как они восстанавливаются и используются».
Важно отметить и официально подтвержденное общественное участие в реализации программы (также предусмотренное президентским Посланием-2024): на ПМЭФ подписано об этом трехстороннее соглашение между «ДОМ.РФ», Министерством культуры России и ВООПИК.
«Состояние порядка 30 тысяч ОКН характеризуется как неудовлетворительное. Мы с коллегами из «ДОМ.РФ» уже плотно взаимодействуем по вопросу создания инструментов сохранения таких объектов. Также важно привлечение общественных организаций для выработки наиболее эффективных мер», – отметила министр культуры РФ Ольга Любимова.
«Для инвесторов будут созданы наилучшие условия реализации проектов и обеспечена вариативность последующего использования объектов, конечно, с учетом охранных обязательств», – пообещал гендиректор «ДОМ.PФ» Виталий Мутко.
«Мы активно поддерживаем идею сотрудничества с ДОМ.РФ и Министерством культуры и планируем участвовать в отборе объектов, которые будут реставрироваться в рамках программы, предоставлять информацию по ним, рекомендовать концепции их дальнейшего применения, осуществлять мониторинг работы по восстановлению ОКН. Кроме того, мы планируем активно информировать потенциальных инвесторов о самих объектах и особенностях работы с ними, чтобы им было проще принять решение», – сказал председатель ВООПИК Артем Демидов.
Слушая Виталия Мутко, многие участники ПМЭФ, конечно, не могли не вспомнить его легендарный спич 2010 года «Лет ми спик фром май харт» на представлении в ФИФА заявки России на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Тогда по этому поводу было множество шуток, но футбольный мундиаль наша страна провела на невероятном – уже без всяких шуток – уровне.
Конечно, восстановление хотя бы одной из многих тысяч наших исторических памятников – задача куда более сложная. Однако есть старинное изречение, допускающее аналогию: «Некоторые думают, что футбол – это дело жизни и смерти; я совершенно разочарован их позицией. Готов уверить вас в том, что футбол намного, намного важнее».
Наследие – тем более, спикинг фром май харт.