Шагреневый Томск
Власти затягивают утверждение исторического поселения, сокращают его границы – и штампуют разрешения на застройку
«Хранители Наследия»
Границы и градрегламенты исторического поселения федерального значения в Томске разрабатывали около полутора лет, а утверждают уже третий год, и конца-краю этому увлекательному процессу не видно. Еще прошлой осенью руководитель Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области Елена Перетягина рассказывала в интервью нашему сайту, что срок исполнения соответствующего поручения Президента РФ перенесен на январь 2020 года (первоначально срок был обозначен – 31 мая 2019 года). Сегодня на дворе апрель, а в Томске специальная рабочая группа продолжает работу над проектом исторического поселения. В январе 2020 года томские власти просили отложить утверждение исторического поселения до 20 апреля. Теперь окончание томского марафона прогнозируется к 1 июня 2020-го. Что происходит?
Ревизия границ и документов
В мае 2019 года мы рассказывали о том, как томские городские власти в 2016–2018 гг. то сопротивлялись самой идее исторического поселения, то старались сократить его границы, то судились с разработчиком проекта. После выхода президентского поручения в дело вступила областная администрация; 7 мая 2019 года градостроительный совет при губернаторе согласовал проект границ и предмета охраны исторического поселения, причем томским градозащитникам пришлось вести отчаянную борьбу против исключения из него сотен (!) ценных объектов исторической застройки.
В конце 2019 года проект исторического поселения был наконец опубликован для всеобщего сведения на сайте областного комитета по охране памятников. В январе 2020 года проект прошел рассмотрение на Научно-методическом совета Минкультуры РФ. Федеральные эксперты поддержали проект границ исторического поселения, предмет охраны (1486 объектов) и градрегламенты. Но рабочая группа из представителей областных и муниципальных органов власти, архитекторов, реставраторов, экспертов и общественников вновь обсуждает границы исторического поселения «Город Томск». Как сообщается, она сравнивает «главные градостроительные документы и их регламенты: Генеральный план Томска, существующие исторические охранные зоны, утвержденные постановлением администрации региона, и проект границ исторического поселения».
Казалось бы, после многолетних обсуждений, после согласования в Томске и в Москве проект создания – уже по поручению Президента РФ – исторического поселения должен стать основополагающим документом, в соответствие с которым должны быть приведены все остальные. Однако в Томске, похоже считают наоборот. И – пытаются сократить, казалось бы, утвержденные уже всеми сторонами границы исторического поселения.
На последнем заседании рабочей группы обсуждалось предложение исключить из границ исторического поселения районы Карандашной фабрики (см. заглавное фото) и «Томских мельниц». Власти считают, что находящиеся там старинные комплексы фабрик Кухтерина, Горохова и Фуксмана и так находятся под госохраной, и этого достаточно. На территории исключаемых из исторического поселения районов городская администрация собиралась развернуть стройку нового моста.
Единственным участником рабочей группы, кто голосовал против сокращения границ исторического поселения, оказалась председатель регионального отделения ВООПИК Мария Бокова.
«На заседании Федерального научно-методического совета при Министерстве культуры РФ вопрос о границах был закрыт окончательно, – напоминает общественница. – Они были утверждены. Нам удалось отстоять одноконтурный участок исторического Томска. Он был принят и на градосовете при губернаторе Томской области. Но в проекте границ исторического поселения нужны были доработки по зонам и по строительным регламентам. Этим должна была заниматься рабочая группа. Но сейчас поднялся вопрос об исключении территории Карандашной фабрики. А это бумажная фабрика Горохова. Этот памятник заслуживает статуса федерального значения вообще-то. Это наш знаменитый архитектор Андрей Крячков. О чем здесь говорить?»
Увы, рабочая группа проголосовала за исключение района Карандашной фабрики.
Но Мария Бокова не собирается сдаваться: «Мы от имени ВООПИК составим документ, особое мнение, и затем предложим вернуться к этим вопросам. Еще раз обсудить. Наши возражения я направлю параллельно и в Минкультуры, и в Администрацию Президента, и, конечно, в Центральный Совет ВООПИК. На наш взгляд, эти действия рабочей группы не отвечают протоколу. Вопрос о границах вообще в протоколе не стоит. Границы уже приняты были! Это за пределами полномочий рабочей группы. Рабочая группа не имеет правовых оснований для принятия таких решений».
И в самом деле, когда томская рабочая группа начинала в феврале 2020 года свою деятельность, она должна была заняться детальной проработкой градрегламентов исторического поселения, а не ревизией его границ.
Цена проволочки
Проницательные томские эксперты еще в феврале 2020 года прекрасно понимали, в чем смысл бесконечного затягивания процесса.
«С момента начала работ над границами исторического поселения Томска прошло уже без малого 3,5 года, – пишет, например, Алексей Козявкин. – И пока окончательной точки в вопросе не поставлено, сторонникам такого развития города (и застройщикам) ничего не мешает реализовывать свои планы.
Так, за это время снесли и выдали разрешения на строительство нескольких десятков зданий, которые не были бы построены, если бы границы приняли раньше.
С начала года произошло согласование изменения регламентов застройки сразу нескольких участков в районе Центрального рынка. Например, квартал на Дербышевского — Водяной — Заозерном — Набережной озера. Там застройщик изначально планировал аж 17-этажную застройку (в итоге сократили до семи этажей).
Областной комитет высказался против, также против были местные жители на публичных слушаниях. Квартал частично входит в зону регулирования (не выше 12 метров). И полностью попадает в новые границы исторического поселения. Несмотря на это, комиссия по землепользованию и застройке проект поддерживает и призывает застройщика поторопиться с получением разрешения на строительство, пока границы окончательно не утверждены.
Практически один в один повторилась ситуация буквально на днях. Застройщик попросил согласовать строительство восьмиэтажного дома на месте бывшего рыбзавода. Этот участок также частично входит в утвержденный в 2012 году проект зон охраны (допустимая высота застройки 9-12 метров). А в уже согласованную границу исторического поселения входит полностью. То есть после утверждения проекта границ никаких восьмиэтажек там нельзя будет строить. Областной комитет по охране объектов культурного наследия выступил против, как и местные жители на публичных слушаниях. Несмотря на это, комиссия по землепользованию и застройке согласовывает застройку».
«Можно предположить, что подобный саботаж в отношении исторического поселения тоже является следствием такого отношения к проблематике: городская и областная администрация вместе с архитекторами, застройщиками или председателями комитетов по градостроительству попросту не представляет иные механизмы развития города, кроме его застраивания многоэтажными домами, никак не соотносящимися с окружающей застройкой.
Вместо того, чтобы думать, как развивать центр города в рамках его исторических параметров, территория, включенная в границы исторического поселения рассматривается как «гиблое место».
Сперва максимально затягивается работа над документами, сохраняющими застройку, а когда становится ясно, что скоро границы будут утверждены, начинается ускоренное согласование лишь бы успеть застолбить как можно больше участков. Подобное уже происходило перед принятием проекта зон охраны в 2012 году», – подчеркивает томский эксперт.
Схожую позицию, кстати, высказало и Томское региональное отделение ВООПИК в специальном обращении в конце 2019 года:
«Сложившуюся ситуацию оцениваем как преднамеренно созданную волокиту исполнения поручения Президента при отсутствии надлежащего контроля со стороны ответственных лиц. Сегодня уполномоченные структуры пытаются переложить ответственность за срыв сроков исполнения поручений Президента РФ на общественников. Обстоятельства внесения в мае 2019 г. изменений в проект, прошедший судебную экспертизу, послужившие основанием для его оспаривания и дальнейшей «доработки» откровенно в сторону ослабления градостроительных регламентов, сокращения предмета охраны, обеспечения неприкосновенности существующих и создания новых диссонирующих объектов в историческом поселении федерального значения, на наш взгляд, заслуживают пристального внимания. И, в частности, проверки на наличие коррупционной составляющей при «доработке» проекта. Поскольку до настоящего времени продолжается выдача разрешений и согласование нового строительства в исторических районах, с нарушением регламентов, установленных действующим ПЗО (проект зон охраны)».
Фонари, новостройки и сносы
Томские СМИ составили между тем подробный перечень новостроек, которые были бы невозможны, если бы историческое поселение в Томске заработало. «Пока проект со скрипом принимается, в городе происходит спешное уничтожение исторического наследия. И пока границы не приняты, все законно», – пишет «ТВ2».
И перечисляет «достижения» томских инвесторов и мэрии.
«Исполинский частокол фонарей» на проспекте Ленина.
24-этажный жилой комплекс на Московском тракте, 109-б, разрешение на строительство которого выдано в 2018 году.
24-этажный жилой комплекс – будущее украшение исторического поселения
Строительство 4-этажного жилого дома на ул. Розы Люксембург, 65, ради чего снесли исторический деревянный одноэтажный дом.
Строительство 5-этажного здания на проспекте Ленина, 144, которое «грубо вторгается в линию исторической одноэтажной и двухэтажной деревянной и каменной застройки, включаемой в предмет охраны исторического поселения». Ради него также снесли исторический дом.
Новостройка на проспекте Ленина, 144 соседствует с одно- и двухэтажными историческими домами
Строительство семиэтажного здания по пер. Ванцетти, 11 (разрешение выдано в 2017 г.) Новостройка «нависнет над памятником федерального значения по ул. К. Маркса, 31, и участок исторической среды будет безвозвратно потерян».
Планируемое строительство 10-этажного здания по ул. Герцена, 14 (разрешение выдано в 2019 году) – «в пятидесяти метрах от одного из брендовых деревянных зданий города, памятника федерального значения по ул. Белинского, 19».
Это далеко не все примеры.
Параллельно ведется снос исторических зданий, которые предлагались к сохранению разработчиками проекта исторического поселения.
Среди погибших за последние два года – дом на улице Шишкова, 11 (входил в «список-701», был рекомендован к постановке на госохрану; здание, входившее в комплекс железнодорожного вокзала Томск-2 (Вокзальная ул., 80); деревянный дом по ул. Розы Люксембург, 80; дома на Заливной ул., 1 и Московском тракте, 105. Это все жертвы 2018 года.
Снесенный дом по ул. Розы Люксембург, 80
В 2019 году снесены предложенные к включению в предмет охраны исторического поселения дома по ул. Красноармейской, 84; Водяной ул., 19 (входил в «список-701»).
Как утверждает издание, приняты решения о сносе исторических домов по адресам: проспект Фрунзе, 19б, Красноармейская ул., 37 и 41. Угроза сноса нависла над домами по ул. Ачинской, 20 и пр. Кирова, 36/2, а также над деревянным военным госпиталем св. Пантелеймона с домовой церковью (ул. Советская, 106).
«Самым вопиющим случаем» защитники исторического Томска называют историю дома Федоровского на ул. Карташова, 16: «В 2009 году дом знаменитого архитектора Петра Федоровича Федоровского сгорел. И сейчас собственник планирует на этом месте возвести четырехэтажный жилой дом вместо того, чтобы восстановить историческое здание, как этого требовали бы регламенты исторического поселения».
Дом Федоровского, городского архитектора Томска начала ХХ века, был снесен в 2011 году. А в августе 2019-го городские власти выдали частному застройщику разрешение на строительство на его месте 4-этажного жилого здания – по соседству с живыми пока памятниками архитектуры.
«История с домом Федоровского показывает, что ни у городской, ни у областной администрации нет ни планов по сохранению исторического центра города, ни даже минимального уважения к той работе, которая была выполнена их предшественниками, ни к бюджетным средствам, которые были вложены в эту работу, – считает депутат Законодательной Думы Томской области Галина Немцева. – В этой ситуации единственной возможностью сдержать уничтожение архитектурного облика города является следование правилам, установленным проектом зон охраны. Но и эти правила в последние годы стали систематически игнорироваться».
Отыгрыш пространства и времени
Судя по всему, томские власти, вынужденные смириться – волею Президента РФ – с необходимостью сделать-таки Томск историческим поселением, перешли к тактике максимального затягивания процесса. Изматывая экспертов и градозащитников бесконечными обсуждениями бесконечных поправок, можно, во-первых, отыграть для новостроек пространство за счет сокращения границ и ослабления градрегламентов исторического поселения. А во-вторых, выиграть время – для выдачи новых разрешений на строительство.
Для «Хранителей Наследия» – комментарий председателя Центрального Совета ВООПИК Артема Демидова:
– Утверждение документации исторического поселения в очередной раз необоснованно затягивается. Тем временем в Томске горят дома из списка объектов, включаемых в предмет охраны исторического поселения. Налицо срыв, если не саботаж, прямого поручения главы государства. Мы проинформируем Администрацию Президента РФ о складывающейся ситуации.
Фото: Мария Бокова, Виктория Мучник, tv2.today