Изъяли усадьбу. Деньги вернут

В Нижегородской области у частного собственника изъяли усадьбу Оболенских в поселке Красная Горка. Примечательно то, что у этого же собственника эту же усадьбу уже изымали... в 1990-е годы. Результат многолетнего эффективного хозяйствования частных, государственных, затем снова частных структур – полные руины. Ответственных нет.
Хроника пикирующего замка
Официально правительство Нижегородской области рассказывает эту историю так:
«Воротынский районный суд принял решение об изъятии у собственника объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Оболенских» (XIX век), сообщили в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.
Решение принято в связи с ненадлежащем состоянием усадьбы и с тем, что владелец не принимал мер по обеспечению ее сохранности. Если решение суда не будет оспорено, объект продадут с публичных торгов с условием его содержания в рамках федерального законодательства об охране ОКН, а бывшему владельцу вернут деньги, вырученные от продажи, за вычетом затрат на проведение торгов и восстановление усадьбы.
Объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Оболенских» находится в поселке Красная Горка Воротынского района. На государственную охрану в качестве ОКН регионального значения он был поставлен в 1989 году. В частной собственности усадьба находилась с 2017 года. В 2018-м была проведена проверка состояния усадьбы, установлено ее крайне неудовлетворительное состояние. Собственнику было выдано предостережение о необходимости предпринять меры по сохранению ОКН. Но за все время владения усадьбой он не предпринял никаких мер: работы по предотвращению ухудшения состояния и поддержанию усадьбы в надлежащем техническом состоянии не проводились, проектная документация по сохранению на согласование в управление не предоставлялась. В связи с этим Управление обратилось в суд, который принял решение об изъятии усадьбы из частной собственности».
В округе усадьбу Оболенских называют «замком». Архитектор Лев Даль (сын знаменитого коллекционера русских слов) придал огромному кирпичному сооружению с двумя башнями последней трети XIX века некоторые черты европейской готики. В усадьбе сохранились обширный парк со старинными дубами и липами, несколько служебных и хозяйственных сооружений, среди которых даже автомобильный гараж начала ХХ века. А вот главный дом усадьбы в бывшем хуторе Гремячьем превращен в руину – стоит только кирпичный остов «замка».
До 1990-х годов в «замке» работал Дом культуры местного совхоза, и все с ним было по тем временам неплохо, сохранялись даже дубовые полы княжеских времен.
Но после 1991 года совхоз обанкротился и, избавляясь от ненужных активов, продал в 1993 году свой ДК ООО «Фирма Россия» Вячеслава Голубева. Как тот утверждал в местной прессе, он заплатил за усадьбу аж 6 млн долларов.
Вячеслав Голубев, по его словам собирался восстанавливать усадьбу, но уже в 1994 году ее подожгли, и от «замка» остались только стены. Несколько лет новый собственник пытался найти виновных и привлечь их к ответу.

«Десятки раз я писал президенту, – рассказывал Голубев в 2018 году, – губернатору и генпрокурору с просьбой о возбуждении уголовного дела по поджогу, а также для того, чтобы мне помогли создать проект восстановления памятника. Законно приобретенное мной имущество было продано министром имущественных отношений Нижегородской области Макаровым. По мнению Минимущества, бывший собственник не имел права продавать мне усадьбу».
Пока частный собственник и государство занимались перетягиванием имущества, усадьбу, конечно же, никто и не думал восстанавливать. Наконец государство окончательно победило, и в 2010 году усадьба была поставлена на кадастровый учет и зарегистрирована как собственность Нижегородской области.
Как выяснилось, государству усадьба Оболенских нужна была затем, чтобы немедленно начать от нее избавляться – в 2012 году она была включена в областной прогнозный план приватизации госимущества на 2012 год. В 2013 году «замок» был продан ООО «Стройсервис» – по сообщениям областной печати, всего за 240 тысяч рублей.
А в конце 2017 года собственником усадьбы вновь стал Вячеслав Голубев. Теперь он рассказывал журналистам, что хочет создать здесь международный туристическо-оздоровительный центр, восстановить княжеский конезавод и даже построить вертолетную площадку. И для всего этого ищет инвестора.
Спустя еще пять с небольшим лет государство констатировало, что усадьбу опять никто и не думал восстанавливать. Со времен первой приватизации прошло 30 лет! Теперь, после изъятия, государство сможет продать ту же самую усадьбу в третий раз – и, видимо, еще 30 лет подождать. Видимо, оно считает, что наследие – это неразменный рубль.
Примечательно, что бывшему владельцу еще и обещают вернуть деньги за «изъятое», правда, за вычетом расходов на восстановление. Но когда оно произойдет?
«Реквизиция» в Дзержинске
За неделю до описываемых событий, в середине мая, в Нижегородской области произошло еще одно изъятие объекта культурного наследия регионального значения у частного собственника. Это советский неоклассический кинотеатр «Родина» 1958 года. Он тоже давно стоял в руинах: в мае 2015 года мы, например, рассказывали, как нижегородские власти вели розыск его владельца.
В начале 2020-х гг. терпение властей лопнуло, и для изъятия ОКН, приватизированного еще в 2001 году, были приняты беспрецедентные меры. На объекте в связи с его аварийным состоянием в 2022 году был введен режим чрезвычайной ситуации (!), после чего последовало решение о «реквизиции земельного участка с расположенным на нем зданием в государственную собственность».
Собственник пытался оспорить введение режима ЧС в суде, но безуспешно.
Теперь власти Дзержинска намерены проводить экспертизу, чтобы понять, пригодно ли здание для использования. Мэр Дзержинска Иван Носков рассказывает журналистам:
«Суды, которые длились много лет, наконец завершены. Хотелось бы вздохнуть с облегчением, но рано. Все мы понимаем, что бездействие собственника серьезно сказалось на состоянии здания, но насколько серьезно – решат специалисты в ходе проведения экспертиз. Я не могу сказать, что будет в дальнейшем со зданием бывшего кинотеатра, постараемся его восстановить. Даже не могу сказать, насколько оно пригодно для дальнейшего использования. Но по крайней мере, у здания и прилегающей территории появились хоть какие-то перспективы и шанс на счастливое будущее».
Как сообщается, собственнику «реквизированного» имущества «будет возмещена рыночная стоимость земельного участка и здания».
У этих двух историй, собственно говоря, две морали.
Первая: призывы к тотальной распродаже памятников как панацее для их спасения и восстановления – при нынешнем отсутствии реальных механизмов для пресечения бездействия собственников (равно как и отсутствии реальных стимулов поощрения их за сохранение памятников) приведут только к массовому разрушению ОКН, а госорганы вместо охраны памятников будут вынуждены заниматься многолетними судебными процессами по возвращению руин в госсобственность.
Вторая: возвращение собственникам, поставившим памятники на грань гибели, их рыночной стоимости при «изъятиях» и «реквизициях» – насмешка и над смыслом этих слов, и над здравым смыслом.
Собственность-то у них священна, а культурное наследие, очевидно, нет.
Фото: Нижегородский центр культурного наследия; архив редакции