Москва деревянная: кино, наследие и современность
Кинокомпания «Синтез-Интегра», о работе которой при поддержке ПФКИ над сериалом про деревянное зодчество России мы рассказываем и в которой участвуем, наконец-то добралась до… столицы!
«Почти за полтора года работы проект «Деревянное зодчество России. Прошлое. Настоящее. Будущее» провел 14 экспедиций. Перечислить, куда удалось доехать, не хватит статьи. Доехали до Неноксы и Кенозера, посетили Архангельск, Кижи, Вологду, Суздаль, Томск… и везде поразительные открытия, про которые мы расскажем и нашим зрителям, - говорит Юлия Струкова – редактор и журналист проекта. - Фабулой фильма станут истории спасения шедевров деревянной архитектуры. И, конечно, это рассказ не только о самих памятниках, но и людях, их спасавших, энтузиастах, которые вернули и сберегли деревянную архитектуру, о том, как эти шедевры, принципы их строения, сегодня помогают современным архитекторам создавать новый стиль - «хайтек» из дерева».
Ну а там, где речь про защиту и спасение – там разговор не может обойтись без московских градозащитных историй, многие из которых наш сайт наблюдает годами и некоторые из них – уже даже получили счастливое завершение. Мы предложили авторам проекта начать с очень нетипичного примера деревянного строительства – пожарной каланчи в московском Черкизове. Ее история соединила в себе все: и сохранение, и угрозы разрушения, и общественную защиту и – happy-end.
Фото: Пожарная каланча в Черкизове - в советский период, до и после реставрации. Теперь там располагается сетевой магазин.
«Снимали в Москве вместе с Константином Михайловым - главным редактором сайта "Хранители Наследия" и журнала "Охраняется государством" (Министерства культуры РФ). Он рассказал о том, как спасли заброшенное здание бывшей пожарной части села Черкизово. Теперь его, действительно, реставрируют, - говорит Екатерина Пронько, автор идеи и продюсер. - Это здание (изначально — ткацкая фабрика) построили в 1906 году. В середине 20-х к фабрике пристроили кирпичную башню и переоборудовали здание под пожарную часть, которая находилась здесь до середины 90-х. После вывод пожарной части здание долго стояло заброшенным. В 2016-м году загорелось, огонь уничтожил почти весь второй этаж. Благодаря усилиям активистов, здание, несмотря на ущерб, было выявлено как объект культурного наследия. Год назад объявили о начале реставрации, и вот — работы практически завершены: пересобрали по бревнышку деревянную часть, очистили кирпичную кладку, на окнах - резные деревянные наличники. Судя по проекту реставрации, восстановят даже изящную (и утраченную почти 50 лет назад) деревянную каланчу на кирпичной башне. Поздравления жителям Преображенки, ведь в этом районе появится один из самых интересных памятников деревянной Москвы».
Ну а второй точкой нашего экспедиционного дня в Москве стал уютный дом Палибина на улице Бурденко – о котором мы неоднократно писали. Дом за свою более чем двухсотлетнюю жизнь переживал несколько кризисных моментов и находился, что называется, «на краю». К счастью, сейчас он вне всяких опасностей. Ну, разве что только одной – поток желающих увидеть дом и осмотреть его возрожденные интерьеры слишком большой, трудно ответить на все запросы. Этот памятник архитектуры недавно сыграл роль «дома Мастера» в новой экранизации «Мастера и Маргариты». Это один из старейших деревянных домов в столице. 206 лет – возраст, конечно, почтенный, но славен дом еще и уникальной сохранностью, и тем, что каким-то чудом сберег на своих стенах первые в Москве обои, что спасал его от сноса в 1980-е легендарный реставратор и общественный деятель Савва Ямщиков, а в 2018-м он стал важной площадкой движения волонтеров наследия.
У дома Палибина теперь есть хозяева. И самое главное, что им удалось – не только реставрация, сохранение, но – воссоздание именно домашней атмосферы старой Москвы. Внутри этого дома не чувствуешь себя в музее, наоборот, это абсолютно живое здание, которое словно обнимает и защищает тебя. А разве не в этом и есть смысл сохранения через десятилетия исторической архитектуры? Ощущение преемственности и неизменности столичных уголков дает чувство стабильности – чего так остро не хватает сегодня и что будет нужно в будущем.
Фото: Рабочие моменты съемок в Доме Палибина.
Современной деревянной архитектуре, ее востребованности и конструктивным особенностям – будет посвящена отдельная серия фильма.
«Нам хотелось показать и типичную архитектуру застройку, и шедевры, уникальность которых признана во всем мире! И конечно, новое деревянное. Проект наверняка найдет отклик и у тех, кто сегодня занимается возрождением деревянного зодчества, и тех, кто строит деревянные дома в регионах, - рассказывает Черняк Елена – продюсер, кандидат искусствоведения. - Таких мастеров единицы, но именно их искусство строить из дерева надо сохранять, как образец современного ноу-хау. Ведь деревянные дома – это, прежде всего, эко дома, о которых архитекторы и экологи говорят, как о будущем градостроительной практики. Этот опыт сегодня поддерживается на государственном уровне. Примеры воплощения в современной градостроительной практики дерева наглядно показали современные архитекторы Китая, создав целую деревянную модернизированную деревню. Такие примеры есть и в России. Проект, прежде всего, нацелен на то, чтобы показать, как один из древнейших строительных материалов, проверенный веками, не потерял и сегодня своих позиций с развитием новых технологий строительства».
О будущем деревянной архитектуры в России мы еще обязательно напишем и покажем – вместе с проектом кинокомпании «Синтез-Интегра».
Фото: Компания "Синез-Интегра", ТГ-канал Память места_Москва, Евгения Твардовская