Москва оптом и в розницу

Москва оптом и в розницу

12.03.2021
Москва оптом и в розницу

Никакого иного вывода, кроме очень простого: столицей распоряжаются люди, которые исторического города не ценят, не знают и не чувствуют

Константин Михайлов

Блицкриг против исторической Москвы в Немецкой слободе удался. За два дня в начале марта экскаваторы, сменяя друг друга, доломали в Бригадирском переулке сначала бывшее Училище имени принца Ольденбургского с домовым храмом св. Александра Невского (московский подарок к 800-летию князя, всероссийски отмечаемому по указу Владимира Путина), а потом грохнули перестроенный корпус из комплекса Фанагорийских казарм. Затем перешли к зачистке внутриквартальных территорий.

br17.jpg

Руины бывшей казармы в Бригадирском переулке

Градозащитникам из «Архнадзора» – когда с помощью полиции и депутатов Мосгордумы, когда без нее – удалось притормозить снос в общей сложности на несколько часов.   

Когда мы стояли в Бригадирском переулке, мы уже знали, что под строительство нового супер-пупер-кампуса «Технологическая долина на Яузе» Бауманского университета буквально несколько дней назад были урезаны территории прославленных объектов культурного наследия федерального значения –Слободского дворца и Фанагорийских казарм.

br5.jpg

br7.jpg

br11.jpg

br15.jpg

Училище имени принца Ольденбургского с домовым храмом св. Александра Невского. Сверху вниз: дореволюционный вид; вид здания до сноса; проект устройства домовой церкви; то, что осталось от здания в марте 2021 года. Уродливая застройка 1960–1970-х гг. реконструкторов не интересует, уничтожаются именно исторические здания Немецкой слободы 

Но не знали мы, что строительство этой злополучной долины в 2020 году уже несколько раз обсуждалось на совещаниях у вице-премьера Марата Хуснуллина, что дискуссии – ломать или не ломать исторические здания – велись и там, что первоначально предлагались варианты застройки внутреннего пространства кварталов с сохранением лицевой старинной застройки.

Но победила – в очередной раз – стратегия «ломать», поскольку наши строители и их покровители в верхах не любят ограничений. Шире масштаб, больше размах, больше квадратных метров, а стало быть, больше и бюджетных ассигнований, которые можно с блеском освоить. Историческая Москва доходна – оптом или в розницу, все равно.

br12.jpg    

По части принятия градостроительных решений Москва при нынешней городской администрации откатилась в середину 1970-х годов, когда на проектных документах тогдашнего ГлавАПУ Мосгорисполкома стоял гриф «Для служебного пользования». Решения о реализации (или не-реализации) тех или иных проектов принимаются на закрытых заседаниях Градостроительно-земельной комиссии Москвы (ею руководит лично мэр Сергей Собянин), после чего сообщаются городу и миру примерно в таком жанре, в каком советских граждан раз в неделю извещали о решениях Политбюро ЦК КПСС.

Решили то-то, будет так-то. Без объяснений и дискуссий.

Мэра Юрия Лужкова много и справедливо критиковали за градостроительное варварство и сносы памятников архитектуры, но еще немного, и мы начнем по его временам ностальгировать. При мэре Лужкове все-таки работал Экспертно-консультативный совет (ЭКОС) при главном архитекторе Москвы, на который выносились многие значимые проекты, да и сам мэр Москвы приходил туда их пообсуждать. При мэре Собянине это наследие прошлого упразднили и ничего не предложили городу взамен. Комиссию по градостроительству в зонах охраны памятников архитектуры (руководил ей вышепомянутый Марат Хуснуллин, пока было столичным вице-премьером), где обсуждались предполагаемые сносы исторических зданий и, по касательной, связанные с этим проекты – давно перестали собирать под первым же благовидным предлогом. Созданный с большим скрипом, после президентского поручения, касавшегося всех регионов, Общественный совет при Департаменте культурного наследия Москвы – не собирали с середины 2019 года (!). Советы мэрии не нужны, достаточно «Активного гражданина», где можно несколько дней стимулировать какое-нибудь голосование, а потом сказать – не то, прекращаем, спасибо, все свободны.

Результат плачевен для исторического города Москвы.

И для Немецкой слободы в частности. По соседству с величественными памятниками столичного классицизма XVIII–XIX веков проектируется тривиальный агрессивный «хай-тек», который отцам города, видимо, представляется новейшим достижением прогресса, приобщающим Москву к мировой цивилизации. При этом уродливые коробки 1960–1970-х годов, подпортившие Немецкую слободу полвека с лишним назад, не сносятся, направление главного удара реконструкторов приходится на старинную Москву.

br14.jpg

br13.jpg

Хай-тек "Технологической долины" проектируется по соседству с прославленными памятниками архитектуры московского классицизма XVIII–XIX веков

Вероятно, этот проект преподносится «в верхах» как очередной «прорыв», как достойный ответ силиконовым и иным долинам. Цена вопроса не обсуждается. То есть денежная, вероятно, обсуждается и пестуется, а историческая – не берется в расчет. Сократить территорию памятника? Не вопрос. Ослабить режимы охранной зоны? На раз. Изменить ПЗЗ? Нет ничего проще.

И это делается в Москве повсеместно, и я не помню в последние годы ни одного случая, когда подобные изменения делались бы действительно в интересах сохранения исторического города и его памятников. Все в точности наоборот – для легализации нового строительства. Меняются только адреса – усадьба Позднякова на Большой Никитской, квартал Теплых рядов в Китай-городе…

И я не могу сделать тут никакого иного вывода, кроме очень простого: Москвой распоряжаются люди, которые исторического города не ценят, не знают и не чувствуют. А тех, кто знает и чувствует, просят либо засунуть свои чувства и знания куда поглубже, либо постоять на улице.

Материал опубликован на сайте s-t-o-l.com.

P.S. А спустя несколько дней после сноса я узнал, что именно здесь, в зачищаемом от исторических построек квартале между Бауманской, 2-й Бауманской улицами и Бригадирским переулком, располагалась с начала 1930-х годов Военная академия химической защиты,  из которой уходил на войну и которую после войны, вернувшись, закончил мой дед.

P.P.S. Расследование «Архнадзора»: кто, зачем и почем сносит Немецкую слободу. 

Иллюстрации: Наталья Салтыкова; «Архнадзор»

На главную