45 деревянных храмов, потерянных Россией в огне. 1985-2018
Гибель Кондопоги – самая горькая, но абсолютно не единичная и не случайная утрата
«Хранители Наследия»
Нижеследующий мартиролог мы публикуем не для того, чтобы растравлять раны. Но для того, чтобы все мы задумались, какими темпами мы теряем наше уникальное деревянное наследие – и не извлекаем из утрат никаких уроков, и не предпринимаем никаких системных мер для его спасения. Трагедия Кондопоги – кошмарная и невосполнимая – на самом деле всего лишь звено в цепи бесконечных потерь. Причины повторяются, меняются лишь адреса и фамилии исполнителей.
Отсчет поведем с 1985-го, с начала реформ в нашем государстве. Как видим, реформы реформами, а потери потерями – тут ничего не меняется. Гибнут и малоизвестные постройки, и шедевры европейского масштаба, как Кондопога.
Наш перечень утрат, к сожалению, вряд ли полон – не из всех провинций доходят сведения, не все потери даже фиксируются. Не включены обрушившиеся, снесенные, загубленные неумелыми реставрациями, частично пострадавшие от пожаров храмы.
1985
УСТЬ-КОЖСКИЙ ПОГОСТ
Архангельская область, близ деревни Макарьинское
В трех километрах от села Усть-Кожа на реке Онеге, у деревни Макарьинское, на высоком берегу реки Кожи до середины 1980-х гг. стоял деревянный ансамбль – «тройник». В центре красовалась пятиглавая церковь Климента (1695), рядом - шатровая Крестовоздвиженская церковь (1769) и колокольня (ХVIII в.). Ансамбль полностью уничтожен пожаром в 1985 году - согласно версиям краеведов, дети играли со спичками и спалили дотла два храма с колокольней.
1989
ЗАОСТРОВСКИЙ ПОГОСТ
Архангельская область, Виноградовский район, село Заостровье
Ансамбль состоял из двух шатровых церквей – Рождества Богородицы (1726-1728) и Михаила Архангела (1778), а также шатровой колокольни (1785). Храмы использовались под склады. Сгорел в 1989 году в результате удара молнии.
1991
СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ В МЕДВЕДЕВОЙ ПУСТЫНИ
Московская область, Дмитровский район, село Пустынь
Медведева пустынь — название древнего монастыря на берегу реки Сестры. В 1809 году на территорию бывшего монастыря перевезли деревянную Спасскую церковь из соседнего села Дулова, поставив ее к северу от монастырского собора Рождества Богородицы XVI века. Приземистый храм рубежа XVIII — XIX веков, типа «восьмерик на четверике», завершенный граненым куполом, подражал формам каменной церковной архитектуры классицизма. Бревенчатые стены церкви, ремонтировавшейся в 1838 и 1877 годах, были обшиты тесом. В интерьере сохранялись пять пар колонн, поддерживавших плоское перекрытие, отрезавшее купол от внутреннего пространства храма, резной золоченый иконостас, а также остатки масляной живописи второй половины XIX века на оштукатуренных стенах. Деревянный храм утрачен в результате пожара в 1991 году. По версии следствия, причиной пожара был поджог.
1993
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В СЕЛЕ СУЙСАРЬ
Республика Карелия, Петрозаводский район
Стройный одноглавый храм XVII века был своеобразным памятником деревянного зодчества Русского Севера. Прямоугольный сруб церкви вмещал также трапезную и сени, завершался двухъярусным повалом на продольных стенах. Храм перестраивался в XVIII веке, а в 1864 году к нему была пристроена пятигранная алтарная апсида. Восьмигранная шатровая колокольня поставлена была над сенями и частью трапезной. Храм сгорел в мае 1993 года.
1994
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В МЕЛИХОВЕ
Московская область, Чеховский район
Храм представлял собою образец когда-то распространенного, но ныне редкого в средней полосе России типа деревянных церквей — «восьмерик на четверике». Построенный в 1757 году на средства владельца села А. Наумова, храм стоял на сельском кладбище по соседству с известной усадьбой А.П. Чехова. К церкви, поставленной на высокий подклет, примыкали граненая алтарная апсида и трапезная. Поздняя колокольня, построенная по проекту и на средства А.П. Чехова, была утрачена в советские годы. К началу 1990-х годов церковное здание, имело вид, который придали ему реставрации 1966 и 1989 гг., когда были сняты поздние обшивка и купол. Закрытый еще в 1930-е годы сельский храм был возвращен верующим к 1991 году, когда здесь возобновились церковные службы.
Рождественская церковь в Мелихове сгорела в 1994 году. На ее месте в 1999 году выстроен «новодел», повторяющий черты утраченного храма.
1995
ЦЕРКОВЬ ИОАКИМА И АННЫ В КАШИНЕ
Тверская область, г. Кашин
Церковь Иоакима и Анны (1646 г.; по некоторым данным, завершена в 1670 году), памятник архитектуры федерального значения, была последним из некогда многочисленных деревянных храмов Кашина. Клетский храм, соединявший под двускатной кровлей церковь и трапезную, венчали две парные главки. В 1830-х годах храм был обшит тесом, декорирован в классическом духе. При реставрации 1968-1971 годов поздние части и обшивка были удалены, полусгнивший сруб почти полностью заменен новым, но габариты здания и даже толщина бревен остались неизменными. В советские годы в церкви помещался склад. В 1995 году храм уже был бесхозным. В ночь с 19 на 20 марта 1995 года не имевший пожарной сигнализации храм загорелся изнутри (следствие не исключало поджога) и вскоре был полностью уничтожен пламенем.
1996
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИЗ СЕЛА НОВИНКИ
Вологодская область, Устюженский район, село Даниловское
Храм был чрезвычайно редким по своим композиционным особенностям памятником. Необычная крутизна и высота четырехскатной кровли клетской сельской церкви позволяла рассматривать ее как единственный в своем роде образец шатра с четырехугольным основанием. Датировалась церковь 1717 (по другим данным, 1700) годом.
Памятник архитектуры федерального значения, церковь в 1987 году в целях лучшей сохранности была перевезена из обезлюдевшего села Новинки в соседнее село Даниловское, где в бывшей усадьбе поэта Батюшкова работает мемориальный музей. После перевозки и сборки храма в нем начались реставрационные работы, которые вскоре были свернуты. Церковь простояла несколько лет заброшенной и открытой настежь. В 1996 году храм сгорел — в него забрались пошалить с огнем пятилетние дети. Музейные работники успели спасти лишь фрагмент потолочного перекрытия церкви. Следствие по делу о пожаре было вскоре прекращено.
1997
ХРАМОВЫЙ АНСАМБЛЬ В ВЕРХНЕЙ МУДЬЮГЕ
Архангельская область, Онежский район, село Верхняя Мудьюга
Последний классический ансамбль-«тройник» (шатровая холодная церковь, кубоватая теплая церковь и колокольня), сохранявшийся в Онежском регионе Русского Севера. Главное сооружение ансамбля — замечательно стройная и строгая по силуэту шатровая Входоиерусалимская церковь, с тройным бочкообразным покрытием над двумя пятигранными алтарными апсидами — относилось к XVII веку. В 1753 — 1757 годах местный мастер Даниил Пантелеев пристроил к храму Трехсвятительский придел. Ансамбль дополняли колокольня XVIII столетия и кубоватая пятиглавая Тихвинская церковь 1865 года, вероятно, копировавшая формы более старинного храма на этом месте.
Храмовый ансамбль Верхней Мудьюги сгорел дотла 10 августа 1997 года, после праздничной службы. Тихвинская церковь и колокольня были незадолго до того отреставрированы. Огонь, замеченный жителями села вечером, быстро перекинулся с шатрового храма на остальные строения. Пожарные, которых из-за отсутствия телефона пришлось вызывать с помощью нарочного, приехали через два часа и застали лишь обгорелые остатки ансамбля. По предварительной версии экспертов, причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем: в зимней Входоиерусалимской церкви кто-то бросил на пол окурок.
2000
ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ИЗ СЕЛА СЕМЕНОВСКОЕ
Московская область, г. Истра
Деревянная, рубленная «в обло», церковь Богоявления (1674; перестроена в 1730 г.), некогда стояла в селе Семеновском Пушкинского района Московской области. Особо ценный памятник архитектуры Подмосковья, она была перевезена в Истру на территорию областного музея деревянного зодчества. Интерьер церкви украшал тябловый иконостас, иконы XVI — XVII веков были в 1966 году переданы в Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Храм на подклете с пятигранным прирубленным алтарем и трапезной, над которой возвышалась шатровая звонница, был лучшим экспонатом областного музея. После перевозки в Истру храм реставрировали, стараясь вернуть ему первоначальный облик. Специалисты отмечали, что редкий для Подмосковья памятник прекрасно сохранял архитектурно-конструктивную основу XVII — XVIII веков.
Церковь Богоявления из села Семеновское сгорела в сентябре 2000 года в результате замыкания электропроводки. Пожарные боролись с огнем в течение часа, но отстоять храм не смогли.
2002
ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В СЕЛЕ КУРАШИМ
Пермская область, село Курашим
Деревянная церковь Иоанна Предтечи была построена в 1761–1766 гг., перестроена в 1848 году мастером Макаром Грачевым. Памятник архитектуры федерального значения, не закрывавшийся в советское время, сохранял уникальный иконостас XVIII столетия, многие черты внутреннего и внешнего убранства XVIII–XIX веков. Храм загорелся 18 апреля 2002 года — церковный сторож, как впоследствии было заявлено, неосторожно обошелся с огнем. Пожарные в течение четырех часов боролись за храм, но огонь успел уничтожить алтарь и всю верхнюю часть церкви. Сохранившиеся конструкции впоследствии было решено разобрать.
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ИЗ СЕЛА СТАРЫЕ КЛЮЧИЩИ
г. Нижний Новгород, Щелоковский хутор
Ярусная Покровская церковь 1731 года, памятник архитектуры федерального значения, была перевезена в 1973-1975 годах из села Старые Ключищи Кстовского района Нижегородской области в Музей архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья в областной центр. Храм был построен на месте сгоревшей в 1729 году деревянной церкви. Он представлял собою пирамидальную композицию из трех уменьшающихся восьмериков на массивном четверике, к которому примыкали трапезная и пятистенный алтарь. С запада и севера к храму была пристроена галерея на столбах. В интерьере храма сохранялись остатки росписей. Покровский храм, сгоревший средь бела дня 3 июля 2002 года, стал жертвой поджога: на высоте 1,5 — 2 метров от земли, согласно заключению пожарных служб, видны были следы «занесения открытого огня с внешней стороны здания». Сотрудники музея заметили огонь, сразу же вызвали пожарных, те приехали через семь минут, но спасти здание не смогли: в 30-градусную жару огонь быстро перекинулся на верхи храма, и церковь вышиною с пятиэтажный дом сгорела за 20 минут. От подлинного памятника уцелели лишь обугленные фрагменты нижнего четверика, успели вынести и часть утвари. Сохранившаяся трапезная в значительной степени представляет собою реставрационный «новодел» советских времен. Храм сгорел за два дня до проведения тендера на его новую реставрацию. Восстановлен в 2005 году.
ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ИЗ СЕЛА СПАС-ВЕЖИ
г. Кострома, территория Ипатьевского монастыря
Церковь Спаса Преображения была единственным деревянным храмом на сваях, дожившим в России до наших дней. Хрестоматийный памятник, чьи фотографии украшали все издания по истории русской архитектуры, датировался 1713 годом. Датировки из клировых ведомостей 1628 и 1642 гг. стоит относить к ее предшественницам в костромском селе Спас-Вежи. Построена, по преданию, ярославскими плотниками братьями Мулиевыми. Стройная, почти симметричная относительно продольной оси церковь была поднята на сваи по причине частых наводнений. С востока к храму примыкала пятигранная апсида, рубленная, в отличие от него, «в лапу», с запада — трапезная. С трех сторон храм и трапезную окружала закрытая галерея с лестницей. Одновременная церкви шатровая колокольня на сваях, связанная с ней переходами, была утрачена в 1926 году.
В 1956 году храм был перевезен в областной Музей народной архитектуры и быта и поставлен в Новом городе Ипатьевского монастыря на окраине Костромы. Во второй половине 1950-х годов реставрация по проекту Б.В. Гнедовского вернула храму первоначальный облик, в интерьере был восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас.
В 1993 году Ипатьевский монастырь был возвращен верующим. В 2002 году монашеской общине, соседствовавшей с музеем, была предоставлена территория Нового города, на которой находился деревянный храм. Музей готовился переместить церковь из Спас-Вежей за пределы монастырских стен осенью — зимой 2002 года. По словам работников музея и областного комитета по охране культурного наследия, община закрыла вход в Новый город, не пропуская туда ни экскурсантов, ни музейных работников, ни сотрудников органов охраны памятников. Вечером 4 сентября 2002 года храм из Спас-Вежей загорелся по так и не установленным причинам. Церковь не была оборудована пожарной сигнализацией, инвентаря для тушения поблизости не оказалось. Попытки музейных работников оторвать от церкви пылавшее крыльцо и не дать огню перекинуться на храм были, увы, безуспешны, — вскоре в монастыре полыхал пожар «высшей категории сложности» — столб огня достигал 50 метров в высоту. Через несколько часов от уникального храма остались обгорелые головешки.
Намерения костромских властей воссоздать сгоревший храм не были реализованы.
2006
КАЛЕЖСКИЙ ПОГОСТ
Архангельская область, село Калья
Деревянный храмовый комплекс XVIII века - Калежский погост – издавна имел две церкви с колокольней. До XXI века дожили шатровая Димитриевская церковь (1761), частично перестроенная в XIX веке; Никольская церковь (1774) и колокольня (1748).
В 2006 году в селе произошел сильнейший пожар, в результате чего сгорело 14 домов и храмовый комплекс. В Калье после этого не осталось постоянного населения.
2007
ГРЕБНЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КЛЯЗЬМЕ
Московская область, Пушкинский район
Церковь в честь Гребневской иконы Божией Матери, одна из самых больших деревянных церквей Подмосковья, была построена в 1902 году по проекту архитектора П.А. Виноградова на средства жителей поселка. В 1906 году пристроена деревянная колокольня. В 1930-е гг. храм закрыт, с 1992 г. действует. Восстановлена в 1995-2002 гг. 11 октября 2007 года уничтожена пожаром.
2012
СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ МИРЕНКИ
Чувашия, Алатырский район
Крупный трехпрестольный деревянный храм (1896) действовал и при советской власти, с небольшим перерывом. 6 января 2012 в подвале началось возгорание, пожарные не смогли спасти храм. На пепелище выстроен новый.
ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ЛОБКИ
Брянская область, Погарский район
Церковь 1864 г. сгорела 13 мая 2012 года. Здание до того несколько дет ремонтировалось местными жителями.
ЦЕРКОВЬ КОСМЫ И ДАМИАНА В СЕЛЕ ТЕШНЯРЬ
Пензенская область, Сосновоборский район
Церковь 1897 г. сгорела 18 июля 2012 года от перепада напряжения в электросети. Храм не закрывался и отличался хорошей сохранностью.
ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ВЕРЕТЬЕВО
Московская область, Талдомский район
Храм 1778 г. сгорел 30 августа 2012 года, на финальной стадии реставрационных работ. Здание было одним из немногих хорошо сохранявшихся памятников деревянного зодчества XVIII века в Подмосковье. Последние несколько лет велась реставрация храма с восстановлением исторического облика и воссозданием обходных галерей.
ВАРВАРИНСКАЯ ЧАСОВНЯ В ДЕРЕВНЕ ЕСИНО (ЧАСОВЕНСКАЯ)
Карелия, Медвежьегорский район
Часовня XVIII в. сгорела 25 ноября 2012 года. В 2007 г. была отреставрирована и находилась в хорошей сохранности. Загорелась по неизвестной причине глухой ночью.
2013
КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ИЛЬИНКА
Астраханская область, Володарский район
Церковь 1909 г. сгорела 22 января 2013 г. из-за неисправности электропроводки. В годы советской власти не закрывалась и была известна чтимым образом Богоматери. В 2000-х годах здание было реконструировано. На пепелище построен новый храм.
ПОКРОВСКО-ВЛАСЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ В ЛЯДИНАХ
Архангельская область, Каргопольский район, село Лядины
Шатровая церковь 1761 г. и колокольня 1820 г. сгорели 5 мая 2013 г. в результате удара молнии в шатер храма. Молниеотвод на церкви был, но молнию не отвел. Пять пожарных машин приехали быстро, но потушить огонь на большой высоте не смогли - не хватало напора воды. Храм сгорел дотла. От разлетавшихся горящих головешек загорелась стоявшая рядом шатровая колокольня. Вторая церковь ансамбля – 12-главая Богоявленская 1793 г. – уцелела чудом. Власти принимали решение о воссоздании храма, но оно не реализовано.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ЧИГАНАРЫ
Чувашия, Ядринский район
Храм 1784 г. сгорел 1 октября 2013 г. из-за неисправной электропечи, использовавшейся рабочими, которые его ремонтировали. По отзывам специалистов, представлял собой одну из лучших для Поволжья деревянных построек XVIII века с живописной композицией.
ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВАЖГОРТЕ
Республика Коми, Удорский район, село Важгорт
Храм 1849 г. сгорел 14 ноября 2013 года из-за короткого замыкания электропроводки. Пожарным удалось затушить строение только после обрушения кровель и части стен.
ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ АЛБАЙ
Татарстан, Мамадышский район
Храм 1873-1874 гг., сгоревший в ночь с 28 на 29 ноября 2013 года, стал жертвой поджога. В эти дни в Татарстане было совершено сразу несколько поджогов православных церквей.
По данным ТАСС, в марте 2017 года Приволжский окружной суд приговорил девятерых членов исламистской группировки, причастных к этим поджогам, к заключению на срок от 16 до 24 лет в колонии строгого режима.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ БИЯНКА
Челябинская область, Ашинский район
Храм 1882 г. сгорел в 2013 г. Здание было перестроено в советские годы, служило клубом.
2014
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ КУРОЕДОВО
Ульяновская область, Николаевский район
Церковь 1885 г. сгорела в апреле 2014 года из-за неосторожных действий с огнем (т. н. весеннего пала). Здание хорошо сохраняло первоначальный архитектурный облик, но было уже крайне ветхим.
2015
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ЗАГОРОДЬЕ
Тверская область, Максатихинский район
Ранним утром 8 января 2015 года пожар уничтожил здание церкви (1866; по другим данным – 1868). Храм сгорел полностью за час с небольшим. В качестве причины называли неисправность электропроводки. Храм сохранял первоначальные иконостасы и убранство интерьеров, поскольку не закрывался в годы советской власти. В нем находились иконы из расположенной неподалеку Николо-Теребенской пустыни, деревянная скульптура преподобного Нила Столбенского, а также деревянное скульптурное Распятие из церкви села Лощемля Максатихинского района.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ЗАЯНЬЕ
Псковская область, Плюсский район
Объект культурного наследия федерального значения сгорел в ночь на 22 апреля 2015 года. Храм, построенный в 1629-1646 гг., только что был отреставрирован. Огонь перекинулся на церковь с соседнего дома церковной общины. От Никольской церкви в Заянье не осталось ничего, кроме фундамента.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ВАСИЛЬЕВСКОЕ
Московская область, Серпуховской район
Ценнейший и редчайший памятник (1689 г.) древнерусского деревянного церковного зодчества, объект культурного наследия федерального значения - погиб при невыясненных обстоятельствах ранним утром 19 июня 2015 года.
Пожарным удалось отстоять лишь три стены обгорелого сруба трапезной. Полностью сгорели алтарная апсида, основной четверик, кровля с главой. Уничтожены и уникальные пятигранные резные балки XVII столетия, высоко ценившиеся исследователями. По неофициальной версии, причина пожара – поджог в результате проникновения в действующий храм неизвестных лиц. По словам священника, дверь в храм с северной стороны оказалась взломанной. В 2007 году храм был отреставрирован (на сумму 2 млн руб. за счет регионального бюджета).
УСПЕНСКАЯ ЧАСОВНЯ В КРАСНОМ БОРУ
Ленинградская область, Бокситогорский район, деревня Красный Бор
2 сентября 2015 года погибла деревянная Успенская часовня второй половины XVIII века. Миниатюрная (2,5 на 2,5 м) клетская часовня стояла некогда «на пожнях», т.е. на заливных лугах. Поэтому ее сруб был приподнят над землей на трех нижних венцах, между бревнами которых были сделаны специальные зазоры для пропуска воды в весений разлив. В начале ХХ века часовня была перенесена в Красный Бор. В 1970-е годы реставрировалась усилиями ВООПИК. С сентября 1985 года состояла под государственной охраной. По сообщениям очевидцев, часовня сгорела «полностью, до головешек».
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИВАНОВЕ
г. Иваново
Вечером 18 ноября 2015 года в Иванове за два с небольшим часа была почти что уничтожена пожаром Успенская деревянная церковь XVII века – старейший храм столицы региона, один из двух сохранявшихся деревянных клетских храмов XVII – начала XVIII вв. в области. На объекте культурного наследия федерального значения в 2014-2015 гг. проводилась реставрация.
Ивановские власти, как ни в чем не бывало, стали извещать население, что теперь происходит «консервация» памятника архитектуры. Однако с момента пожара до сего дня Росимуществом (собственник памятника) не было принято никаких мер по консервации даже при наличии обязывавших это сделать судебных решений. Полуобгоревший, но сохранившийся сруб разрушали все ветра и стихии. В конце июня 2018 года судьба церкви обсуждалась на парламентском форуме в Суздале, и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко дала Минкультуры поручение в два месяца решить проблему. Сейчас храм передан старообрядческой епархии, но никаких сведений о начале «консервации» нет.
КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕМЕНО-ПЕТРОВСКОМ
Башкирия, Кугарчинский район, село Семено-Петровское
В ночь с 19 на 20 декабря 2015 года пожаром, вызванным неисправностью электропроводки, была полностью уничтожена Казанская церковь, построенная в 1861 году (по другим данным в 1892-м). Церковь была отремонтирована в 1990-е годы, в интерьере сохранялись росписи конца XIX в.
2016
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПРИСЛОНИХЕ
Ульяновская область, село Прислониха
В ночь на 5 мая 2016 года в Прислонихе, на родине художника Аркадия Пластова, сгорел знаменитый Богоявленский храм.
Огонь занялся около часа ночи, и потушить его не удалось. Как выражались местные информресурсы, «храм полыхнул как спичка, оставив после себя лишь обгоревшие обломки». Деревянная церковь, построенная в 1880 году, полностью сгорела, осталась лишь каменная ограда. По подозрению в поджоге храма полицией был задержан местный житель (18-летний и пьяный студент Карсунского техникума Антон П.). Печальный комментарий заведующего музеем «Усадьба народного художника А. А. Пластова» Игоря Романова: «Храм сгорел дотла буквально за 10 минут. Мы знаем, кто это сделал. Это наш местный житель сжег надворные постройки, а потом облил бензином храм. В то время как он горел, сам виновник сидел напротив и наблюдал».
С 1990 года Богоявленская церковь охранялась государством как памятник архитектуры регионального значения. Он считался своеобразной визитной карточкой села Прислониха - родины народного художника СССР Аркадия Пластова. Церковь была построена и расписана дедом художника Григорием Пластовым вместе с сыном Александром. Богоявленская церковь вместе с усадьбой А. А. Пластова является филиалом Ульяновского областного художественного музея.
После открытия в селе музея Аркадия Пластова в 1988 году храм был восстановлен, во многом благодаря рисункам Аркадия Пластова. С 1991 г. в храме проходили богослужения. Светские и церковные власти региона высказывали намерение восстановить сгоревший храм.
ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ НИКИФОРОВО
Архангельская область, Вельский район
Утром 19 июля 2016 года в результате пожара полностью была уничтожена Ильинская церковь, построенная в 1765-1770 годах и частично переложенная в 1882 году. Она относилась к характерному для Поважья типу построек с грушевидным куполом. В последние годы находилась в аварийном состоянии, с обвалившимся перекрытием восьмерика. Наиболее вероятная причина пожара - поджог.
2017
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СПАС-КЛЕПИКАХ
Рязанская область, Клепиковский район
В ночь с 16 на 17 декабря 2017 года огнем уничтожена деревянная Преображенская церковь 1886 г. в Спас-Клепиках, входящих в орбиту «Есенинской Руси». Поэт, учившийся в местной школе, без сомнения, бывал в Преображенском храме.
Наиболее вероятная причина пожара - неисправность электропроводки. Сгоревший храм входил в комплекс двух парных деревянных приходских церквей второй половины XIX века.
2018
ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ В КОНДОПОГЕ
Церковь Успения в Кондопоге построена в 1774 году. Сгорела 10 августа 2018 года.
По активно распространяемой в СМИ версии, храм поджег 15-летний школьник-сатанист, гостивший в Кондопоге у бабушки на каникулах. Очень удобная версия, позволяющая списать утрату национального шедевра на мальчика, которого, судя по всему, трудно будет привлечь к какой-либо ответственности.
А был ли мальчик? Даже если был и поджигал, это не отменяет ответственности всех должностных лиц, не обеспечивших безопасность и охрану уникального памятника.
__________________________________________________________________
При подготовке публикации использованы материалы весьма содержательного блога Александра Бокарева, неутомимого летописца судеб памятников русского деревянного зодчества.