Изящество Коми и упорство Кемерова

Изящество Коми и упорство Кемерова

03.11.2015
Изящество Коми и упорство Кемерова

Самостоятельный госорган охраны памятников создан в Республике Коми. Врио Главы Республики Коми Сергей Гапликов подписал 3 ноября 2015 года Указ (№ 115; вступает в силу с 1 января 2016 года) «Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми».

Документ предписывает, в числе прочего, «образовать в структуре органов исполнительной власти Республики Коми Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия».

Судя по всему, в республике нашли элегантный способ соблюсти нормы обновленной версии федерального закона о культурном наследии, требующей от регионов иметь самостоятельный и не занятый иными функциями орган охраны памятников. Новое управление не формально не входит в состав доныне занимавшегося эти ми вопросами республиканского Министерства культуры (к которому присоединены теперь региональные архивное агентство и агентство по туризму), но при этом, согласно Указу, находится в его ведении.

О таком изяществе управленческого решения явно не помышляют в Кемеровской области, где нежелание исполнять новую норму законодательства (полномочия по охране памятников в регионе по-прежнему вручены Департаменту культуры и национальной политики) привело к радикальной контратаке. Обсудив 28 октября проблемы культурного наследия на сессии областного Совета, депутаты порешили направить в Госдуму законодательную инициативу по исправлению 10-й статьи федерального закона о культурном наследии: разрешить регионам, «исходя из количества и видов объектов культурного наследия, а также региональных возможностей и особенностей системы построения органов исполнительной власти, самостоятельно решать вопрос об исполнительном органе, уполномоченном в сфере охраны объектов культурного наследия».

Разъяснения в местных СМИ просты: «Эти функции должна выполнять отдельная структура — и с собственным штатом, и с помещением, и с компьютерами, и с автопарком – одним словом, требуются дополнительные расходы на эти (хотя и, безусловно, важные) цели. В то же время опыт Кузбасса показывает, что такие функции можно выполнять с куда менее масштабными расходами».

«У нас не Москва, не Санкт-Петербург, - поясняет председатель профильного комитета Облсовета Галина Соловьева, - и у нас не так много таких памятников. Поэтому с этой задачей прекрасно справляется отдел в департаменте культуры и национальной политики».

Тем временем в Нижегородской области депутаты Законодательного Собрания готовятся к повторному обсуждению регионального закона о культурном наследии, назначенному на 15 ноября. Очевидно, что далеко не все еще депутаты считают памятники старины «собачьими будками»: напротив, они намерены не допустить «ущемления роли» областного парламента в этой важной сфере. Депутатов фракции КПРФ, например, не устроило положение в проекте регионального закона, согласно которому все полномочия по охране памятников передаются либо правительству региона, либо специальному органу исполнительной власти. Депутаты считают, что при таком положении вещей «не будет учитываться мнение населения соответствующего муниципального образования… а также ущемляется роль Законодательного Собрания области, как представительного органа власти». Поэтому они предлагают разделить полномочия по-братски: Законодательное Собрание будет «определять цели и задачи в области сохранения объектов культурного наследия», а правительство области - их реализовывать.

Досье. С начала 2015 года о создании самостоятельных органов охраны наследия объявили Вологодская областьКрасноярский крайСтавропольский крайСвердловская областьВоронежская областьРеспублика БурятияТульская областьРязанская областьРеспублика ИнгушетияСамарская областьСаратовская область, Ярославская областьКурганская областьКалужская область, Удмуртская республикаКурская область, Республика Северная Осетия-Алания, город Севастополь, Орловская область, Тамбовская область

Что же касается «уклонистов», то Кемеровская область стала третьей в небольшой компании регионов, в открытую заявивших о нежелании исполнять новую норму законодательства. Еще в декабре 2014 года «знамя сопротивления» подняла Белгородская область. Еще дальше зашли, но вовремя вернулись, власти Краснодарского края: в октябре 2015-го они сперва пообещали ликвидировать уже действующий самостоятельный госорган, но затем воздержались от реализации такого намерения.

На фото (cultmap.nbrkomi.ru): за старинной Пожарной частью (начало ХХ в.) в Сыктывкаре с 1 января 2016 года будет присматривать Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия.

На главную